Правительство въезжает в велосипедный рай

bikes paradiseВ Смольном наконец разработали проект конкретных мер развития велосипедного движения до 2015 года.  Предполагается, что к этому времени в городе появится разветвленная сеть безопасных веломаршрутов со специальными светофорами, 100 городских велопарковок, в том числе у основных вокзалов, а государство начнет систематически рассказывать нам о пользе езды на двухколесном транспорте.

 

 

Проект концепции «О развитии велосипедного движения» разработан комитетом по транспортно-транзитной политики на основе исследования, проведенного в 2011 году московским Научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта, и опубликован на сайте ведомства. В отличие от итогового документа, который подготовили московские ученые и который содержал абсолютно утопические предложения, вроде налоговых льгот для тех компаний, чьи сотрудники ездят на работу на велосипеде, концепция предельно конкретна и не содержит «шапкозакидательских» планов.

Предполагается, что к 2015 году число велосипедов, имеющихся в распоряжении петербуржцев, увеличится с нынешних 2 млн до 2,5. Но при этом ездить граждане будут в два раза больше – около 1200 км за сезон (сегодня это 600 км), а сам сезон будет длиться не 120 дней в году, как сейчас, а 150. Достигнуть данный показатель планируется за счет строительства целой сети веломаршрутов, представляющих собой обособленную полосу для движения на двухколесном транспорте: вместо нынешних 20 км, где львиную долю составляет выделенная велополоса вдоль продолжения Софийской улицы, общая протяженность таких линий составит 220 км.

Все запланированные веломаршруты можно разделить на три типа: «спальный район – центр», «пригород – станция метро» и «спальный район – спальный район». Если говорить о первом типе, то, например, веломаршруты, идущие от северных станций метро - «Комендантский аэродром», «Проспект Просвещения», «Гражданский проспект», будут заканчиваться в районе Финляндского вокзала. От «Московской» и «Купчино» можно будет добраться по выделенной полосе до Московского вокзала. Наконец, велосипедная выделенка от «Ленинского проспекта» пойдет до Балтийского вокзала, от «Ладожской» – до Заневской площади.

Маршруты «пригород – станция метро», скорее всего, создаются для того, чтобы стимулировать граждан добираться на работу не на автомобиле, а на велосипеде, а затем, оставив его на парковке, спускаться в подземку. Предполагается, что обособленные дорожки свяжут Зеленогорск со станцией «Старая деревня», Парголово – с «Озерками», Ломоносов – с «Ленинским проспектом», Павловск – с «Московской», а Колпино – с «Международной», которую обещают ввести в строй в конце 2012 года.

Наконец, ряд веломаршрутов будут локальными и свяжут один спальный район с другим: улица Доблести – «Московская», Выборгское шоссе – улица Руставели, Пушкин – Колпино. Отметим также, что для безопасности движения на всем протяжении веломаршрутов чиновники хотят установить специализированные светофоры для двухколесного транспорта. Сейчас таковых вообще нет, но к 2015 году, как следует из проекта, их будет 300. Кроме того, планируется строительство своеобразных велосипедных путепроводов – искусственных сооружений в местах пересечения велодорожек с магистралями непрерывного движения транспорта, железнодорожными путями или трубопроводами.

Для того, чтобы по прибытии в один из конечных пунктов веломаршрута нам не пришлось крепить своего двухколесного друга к водосточной трубе или же решетке, Смольный намерен построить сеть парковок. Так, в 2012 - 2103 годах они должны появиться у Московского, Балтийского и Финляндского вокзалов, в 2013 - 2014-м – у железнодорожных станций в Зеленогорске, Сестрорецке, Пушкине, Павловске, Колпино и Ломоносове. Кроме того, оставить велосипед можно будет и на перехватывающих стоянках у окраинных станций метро, а также у зданий, где размещаются органы власти и вузы.

Правда, возникает вопрос, насколько вместительными будут эти велопарковки. Напомним, что в этом году велопарковки появились на 9 перехватывающих стоянках, однако каждая из них рассчитана на одновременное хранение 10 велосипедов, что явно недостаточно и вряд ли заставит горожан пересесть с автомобиля на двухколесный транспорт. Кроме того, если у вокзалов и железнодорожных станций станут монтировать такие же металлические конструкции, как и на перехватывающих парковках, то они, скорее всего, будут пустовать.

Дело в том, что эти конструкции представляют собой обычную решетку, к которой замком крепится велосипед, то есть ее единственное отличие от обыкновенной ограды или водосточной трубы – более благородный и цивилизованный вид. И если на «перехвате» есть хоть какое-то подобие охраны, то у вокзалов и административных зданий двухколесный транспорт открыт всем криминальным ветрам. Как бы то ни было, но, как указано в проекте развития велосипедного движения, к 2015 году в Петербурге должны работать 100 городских велопарковок.

Тем, кто все же не решится ездить по выделенным полосам по улицам и проспектам, власти создадут велодорожки в парках, где возможность столкновения с машиной маловероятна, а единственная угроза – злобные собаки или непредсказуемые в своих движениях дети. В добавление к существующим дорожкам на Крестовском острове и в Муринском парке их построят в Сосновке, Удельном, Пулковском парке, а также в парке Интернационалистов и парке 300-летия Петербурга и других рекреационных зонах. А чтобы граждане активнее крутили педали, а не жали на них в машинах, государство займется широкой пропагандой этого вида транспорта и даже будет издавать памятки с правилами дорожного движения для велосипедистов.

Отвечать за строительство велосипедного рая будет в основном комитет по развитию транспортной инфраструктуры. Именно ему перейдут полномочия комитета по транспортно-транзитной политике после расформирования последнего в конце 2012 года. Точные суммы, которые придется потратить на реализацию концепции, пока неизвестны. В случае принятия проекта на заседании правительства чиновники подготовят соответствующие сметы и направят их в комитет финансов, который, в свою очередь, должен будет зарезервировать необходимые средства в бюджете на 2013 год. Пока же, перефразируя известное выражение Никиты Хрущева, скажем: «Наши цели ясны, задачи – определены. По велосипедам, товарищи!»

Разговоры о создании в Петербурге инфраструктуры для нормального передвижения на велосипеде ведутся давно. Еще в 2008 году тогдашний губернатор Валентина Матвиенко, прокатившись на велосипеде от проспекта Культуры до проспекта Руставели, заявила, что город будет активно развивать инфраструктуру для двухколесного транспорта. Вскоре на заседании городского штаба по благоустройству обсуждались уже конкретные адреса для обустройства велодорожек. С тех пор прошло три года, а количество обособленных путей для велопрогулок можно пересчитать по пальцам. Причем некоторые адреса вряд ли отнесешь к самым популярным, вроде участка Софийской улицы от Купчино до Колпино.

Взято с Fontanka

Авторское право © 2011-2022, Stolenbike. Все права защищены.